Все свои поделки режу из березы, так как в наших краях это наиболее доступный и подходящий для резьбы материал. На местной пилораме березу пилят редко, но заказать можно всегда, тем более, что владелец её мой хороший знакомый. А вот другие породы дерева или менее подходят для резьбы, или достать трудно, поэтому я очень удивился, когда во время последнего посещения предприятия хозяин, проводя меня по цеху и складам для выбора нужных мне пиломатериалов, показал хранящиеся у него отдельно несколько досок лиственницы. Где добыл лиственницу, он и сам уже не помнит, но хранится она уже у него давно. Доска не очень широкая, всего сантиметров около 30 в комле.
Лиственница у нас в лесах не встречается, а растет только возле домов в поселке, где её специально сажали в декоративных целях, поэтому я имел очень смутные представления, что это за древесина, и как с ней работать, но для пробы взял одну шестиметровую доску-пятидесятку. Доску мне тут же, как и другой весь материал, пропустили через фуганок, так что самому уже и строгать не придется.
Захотелось сразу же попробовать поработать с резцом, тем более, что доска уже хорошо просушена.
Сначала рассмотрел хорошенько доску и только потом распилил её на три неравные части. Неравные потому, что резы сделал по сучкам, которых, как оказалось у лиственницы бесчисленное множество.
Выбрать участок без без сучков для какой-то более-менее крупной поделки проблематично (см. верхний снимок). В некоторых местах сучки вообще расположены один возле другого. Именно поэтому я решил попробовать для начала сделать какие-то резные поделки маленькими по размеру. Кроме того, в древесине много скрытых микротрещин, которые могут быть скрыты на поверхности доски или с торца заготовки и вдруг совершенно неожиданно открываются внутри. Впрочем, и сучки тоже могут быть не видны снаружи, но потом обнаруживаются, когда уже начинаешь углубляться в заготовку резцом. Так меня получилось, к примеру, когда захотел сделать большую деревянную ложку: ровная, красивая по структуре заготовка оказалась с "браком" - сучок проявился тогда, когда я уже углубился на три сантиметра вглубь. Тонкий, черный, как ржавый гвоздь. И заканчивался он в 3 мм от нижней стороны доски, поэтому пришлось отказаться от изготовления ложки и заготовку использовать для чего-то другого. (Хочу сделать из неё рамку для зеркальца с рукояткой, тем более, что форма уже почти готова. Если "дойдут руки" и сделаю, то потом покажу, что получилось).
А пока что сделал ложку размером с обычную, но мне показалось, что для такого рисунка подойдет "тяжелая" форма с толстой рукояткой.
Рисунок древесины у лиственницы очень красивый благодаря резкому отличию цветов годичных слоев. Их красновато-бурые и коричневатые более узкие полоски чередуются с различными по ширине светлыми или даже слегка желтоватыми более широкими полосами. Такой причудливой по форме рисунок бывает и у сосны, но там переходы не столь резкие. Ложку ничем не покрывал, только отшлифовал мелкой наждачкой. Читал, что древесина у лиственницы очень стойкая к воде (сваи даже из неё делают), поэтому нет необходимости в каком-либо защитном покрытии. Впрочем, это моя первая пробная работа с лиственницей.
Это лопатка для посуды с антипригарным покрытием. Думаю, что она тоже должна послужить подольше, чем из березы.
Древесина у лиственницы очень твердая. Я даже затупил сразу один из своих резцов-косяков, металл которого не был рассчитан на работу с таким твердым деревом. Его лезвие просто замялось, как будто я пытался резать сталь. Пришлось воспользоваться своим самодельным резцом, сделанным из ножа от электрического деревообрабатывающего станка. Он не затупился сразу, металл резал древесину, но тоже с трудом. Причем, светлые участки древесину оказались более мягкими, а темные полосы намного тверже, поэтому при резьбе лезвие продвигается вперед рывками, а не плавно. Резец тоже приходится править гораздо чаще, чем при работе с березой.
Другая моя резная поделка из лиственницы - брелок для ключей в виде рыбки. Я таких "рыбных" брелочков уже понаделал целую кучу из березы, а теперь вот решил опробовать и лиственницу. В отличие от березы тонких деталей резцом здесь не сделать, так как древесина начинает крошиться по слоям, поэтому эта "рыбка" только слегка напоминает своих живых прообразов по форме. Фото неплохо передает оттенки древесины - от светлого до розоватого в светлых полосках и от желтого до коричневатого - в темных. Брелок отшлифован и покрыт воском. Получился очень гладким, приятным на ощупь.
Простенькие брелочки для ключей тоже из лиственницы получаются очень даже красивыми благодаря такому богатому узору годичных колец древесины. Тут нет необходимости что-то вырезать или выжигать; сама текстура дерева радует глаз. Причем, брелочки такие из лиственницы гораздо прочнее получаются, чем из березы и, уж тем более, из ольхи. Я пробовал делать подобные из этих видов древесины, так на ольхе даже от ногтя руки, если нажать на брелок посильнее, остается вмятина. Здесь же никаких царапин не остается. Все брелочки покрыты тонким слоем воска, который втирается в древесину кусочком войлока.
Маленькая круглая шкатулочка под украшения из лиственницы.
Размер - 5 см в диаметре, высота 4,5 см. Здесь отлично видны те самые чередующиеся полоски годичных слоев.
Вырезал её вручную, без токарного станка, только углубление выбрал с помощью сверла Форстнера. Сверло на малых оборотах берет древесину лиственницы хорошо, но "вязнет" немного, когда забивается стружкой, которая выходит очень неравномерно. На больших оборотах сверлильного станка древесина начинает сразу подгорать.
Цвет шкатулки оставил натуральным, только сделал вощение после шлифовки. При этом местами древесина в светлых местах принимает слегка зеленоватый оттенок.
Ну, и пока что последняя моя поделка из лиственницы - это рамочка под фотографию. Очень красивы разводы текстуры древесины. Думаю, что в качестве фотографии сюда хорошо подойдет какой-нибудь морской или речной пейзаж.
Рамочка маленькая, так как более длинные рейки без единого сучка выкроить трудно; пришлось бы много материала пускать на отходы.
Здесь я решил попробовать слегка затонировать материал морилкой (цвет "Клён"), чтобы посмотреть что из этого получится. Лиственница прекрасно шлифуется, становится после обработки мелкой наждачкой очень гладкой, как отполированной. Сделал ещё вощение и рамочка заблестела.
Делаю для себя вывод: с лиственницей работать интересно, но какой-то резной узор вырезать на ней сложно, поэтому пока буду продолжать мастерить из неё какие-то мелкие поделки, которые будут радовать глаз своим интересным рисунком самой древесины, а не резьбой на ней.
В первоочередных планах сделать овальную шкатулочку наподобие тех, что делал из березы, но только без геометрической резьбы, а гладкую.
Разделаюсь с накопившимися заказами и тогда попробую ещё поработать с лиственницей на своем токарном станке. Мне интересно, как она при этом будет обрабатываться.
А хозяина пилорамы хочу на всякий случай попросить оставить для меня ещё одну досочку из лиственницы, так как работать с нею мне понравилось, хотя это и гораздо труднее, чем с березой.
Лиственница у нас в лесах не встречается, а растет только возле домов в поселке, где её специально сажали в декоративных целях, поэтому я имел очень смутные представления, что это за древесина, и как с ней работать, но для пробы взял одну шестиметровую доску-пятидесятку. Доску мне тут же, как и другой весь материал, пропустили через фуганок, так что самому уже и строгать не придется.
Захотелось сразу же попробовать поработать с резцом, тем более, что доска уже хорошо просушена.
Сначала рассмотрел хорошенько доску и только потом распилил её на три неравные части. Неравные потому, что резы сделал по сучкам, которых, как оказалось у лиственницы бесчисленное множество.
Выбрать участок без без сучков для какой-то более-менее крупной поделки проблематично (см. верхний снимок). В некоторых местах сучки вообще расположены один возле другого. Именно поэтому я решил попробовать для начала сделать какие-то резные поделки маленькими по размеру. Кроме того, в древесине много скрытых микротрещин, которые могут быть скрыты на поверхности доски или с торца заготовки и вдруг совершенно неожиданно открываются внутри. Впрочем, и сучки тоже могут быть не видны снаружи, но потом обнаруживаются, когда уже начинаешь углубляться в заготовку резцом. Так меня получилось, к примеру, когда захотел сделать большую деревянную ложку: ровная, красивая по структуре заготовка оказалась с "браком" - сучок проявился тогда, когда я уже углубился на три сантиметра вглубь. Тонкий, черный, как ржавый гвоздь. И заканчивался он в 3 мм от нижней стороны доски, поэтому пришлось отказаться от изготовления ложки и заготовку использовать для чего-то другого. (Хочу сделать из неё рамку для зеркальца с рукояткой, тем более, что форма уже почти готова. Если "дойдут руки" и сделаю, то потом покажу, что получилось).
А пока что сделал ложку размером с обычную, но мне показалось, что для такого рисунка подойдет "тяжелая" форма с толстой рукояткой.
Рисунок древесины у лиственницы очень красивый благодаря резкому отличию цветов годичных слоев. Их красновато-бурые и коричневатые более узкие полоски чередуются с различными по ширине светлыми или даже слегка желтоватыми более широкими полосами. Такой причудливой по форме рисунок бывает и у сосны, но там переходы не столь резкие. Ложку ничем не покрывал, только отшлифовал мелкой наждачкой. Читал, что древесина у лиственницы очень стойкая к воде (сваи даже из неё делают), поэтому нет необходимости в каком-либо защитном покрытии. Впрочем, это моя первая пробная работа с лиственницей.
Это лопатка для посуды с антипригарным покрытием. Думаю, что она тоже должна послужить подольше, чем из березы.
Древесина у лиственницы очень твердая. Я даже затупил сразу один из своих резцов-косяков, металл которого не был рассчитан на работу с таким твердым деревом. Его лезвие просто замялось, как будто я пытался резать сталь. Пришлось воспользоваться своим самодельным резцом, сделанным из ножа от электрического деревообрабатывающего станка. Он не затупился сразу, металл резал древесину, но тоже с трудом. Причем, светлые участки древесину оказались более мягкими, а темные полосы намного тверже, поэтому при резьбе лезвие продвигается вперед рывками, а не плавно. Резец тоже приходится править гораздо чаще, чем при работе с березой.
Другая моя резная поделка из лиственницы - брелок для ключей в виде рыбки. Я таких "рыбных" брелочков уже понаделал целую кучу из березы, а теперь вот решил опробовать и лиственницу. В отличие от березы тонких деталей резцом здесь не сделать, так как древесина начинает крошиться по слоям, поэтому эта "рыбка" только слегка напоминает своих живых прообразов по форме. Фото неплохо передает оттенки древесины - от светлого до розоватого в светлых полосках и от желтого до коричневатого - в темных. Брелок отшлифован и покрыт воском. Получился очень гладким, приятным на ощупь.
Простенькие брелочки для ключей тоже из лиственницы получаются очень даже красивыми благодаря такому богатому узору годичных колец древесины. Тут нет необходимости что-то вырезать или выжигать; сама текстура дерева радует глаз. Причем, брелочки такие из лиственницы гораздо прочнее получаются, чем из березы и, уж тем более, из ольхи. Я пробовал делать подобные из этих видов древесины, так на ольхе даже от ногтя руки, если нажать на брелок посильнее, остается вмятина. Здесь же никаких царапин не остается. Все брелочки покрыты тонким слоем воска, который втирается в древесину кусочком войлока.
Маленькая круглая шкатулочка под украшения из лиственницы.
Размер - 5 см в диаметре, высота 4,5 см. Здесь отлично видны те самые чередующиеся полоски годичных слоев.
Вырезал её вручную, без токарного станка, только углубление выбрал с помощью сверла Форстнера. Сверло на малых оборотах берет древесину лиственницы хорошо, но "вязнет" немного, когда забивается стружкой, которая выходит очень неравномерно. На больших оборотах сверлильного станка древесина начинает сразу подгорать.
Цвет шкатулки оставил натуральным, только сделал вощение после шлифовки. При этом местами древесина в светлых местах принимает слегка зеленоватый оттенок.
Ну, и пока что последняя моя поделка из лиственницы - это рамочка под фотографию. Очень красивы разводы текстуры древесины. Думаю, что в качестве фотографии сюда хорошо подойдет какой-нибудь морской или речной пейзаж.
Рамочка маленькая, так как более длинные рейки без единого сучка выкроить трудно; пришлось бы много материала пускать на отходы.
Здесь я решил попробовать слегка затонировать материал морилкой (цвет "Клён"), чтобы посмотреть что из этого получится. Лиственница прекрасно шлифуется, становится после обработки мелкой наждачкой очень гладкой, как отполированной. Сделал ещё вощение и рамочка заблестела.
Делаю для себя вывод: с лиственницей работать интересно, но какой-то резной узор вырезать на ней сложно, поэтому пока буду продолжать мастерить из неё какие-то мелкие поделки, которые будут радовать глаз своим интересным рисунком самой древесины, а не резьбой на ней.
В первоочередных планах сделать овальную шкатулочку наподобие тех, что делал из березы, но только без геометрической резьбы, а гладкую.
Разделаюсь с накопившимися заказами и тогда попробую ещё поработать с лиственницей на своем токарном станке. Мне интересно, как она при этом будет обрабатываться.
А хозяина пилорамы хочу на всякий случай попросить оставить для меня ещё одну досочку из лиственницы, так как работать с нею мне понравилось, хотя это и гораздо труднее, чем с березой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий